ТУРИЗМ И ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
 
 
Содержание
1. Туризм как социально-экономическая категория в жизни общества
− 2. Гостиничное хозяйство - основное звено материально-технической базы туристической индустрии
» 2.1. Эволюция гостиничного бизнеса
• 2.2. Краткая характеристика основных видов гостиниц
• 2.3. Классификация средств размещения туристов, их характеристика
• 2.4. Системы классификации гостиниц
2.5. Международные гостиничные цепи и их эффективность в развитии современного туризма
2.6. Современные тенденции развития индустрии гостеприимства в России
• 2.7. Экономика гостиничного хозяйства в туризме
3. Схемы взаимодействия современного отеля и туроператора
4. Сервисная деятельность в гостиничном хозяйстве
5. Конкуренция в гостиничном бизнесе
6. Транспортное обеспечение туризма
 
 
 
Реклама
 
 
 

2.1. Эволюция гостиничного бизнеса  распечатать

Первые гостиницы (караван-сараи), как и сама профессия но обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н.э., в древневосточной цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима получили развитие постоялые дворы, хаинны, инны, гостиницы, ямы, почтовые станции - это родоначальники гостиниц, предназначенных для путешествующих торговцев и артистов, паломников и странников.

На протяжении веков облик древней гостиницы не изменялся. В основном она состояла из ограждения для лошадей и двухэтажного здания, в котором на первом этаже располагалась таверна, а на втором - спальни. Затем в этот комплекс основных услуг для путешественников начали добавляться открытые и крытые галереи, где устраивались театральные представления (английские инны). Несомненно, что уже тогда существовала практика оказания путешественникам и других бытовых услуг со стороны владельцев этих заведений, членов их семей, прислуги и мелких ремесленников. Такие гостиницы уже тогда являлись родоначальниками туристских комплексов на соответствующих тем временам качественном и количественном уровнях оказания услуг.

Этапы исторического развития гостиничной индустрии (гостиничного промысла, бизнеса) представлены в таблице 2.

Таблица 2. Этапы исторического развития гостиничной индустрии

Время

Место

Характеристика

1

2

3

II - I тысячелетия до н. э.

Ассирия

Возникновение караван-сараев - первых зданий для временного пребывания и отдыха путешественников

Тоже

Другие страны Востока, Древняя Греция, Крит

Распространение караван-сараев по странам древнего мира

I тысячелетие до н. э.

Древняя Греция

Распространены трех типов гостиницы:

частные заезжие дворы;

пандокеи - государственные заезжие

дворы;

таверны с помещениями для размещения путешественников

VI в. до н.э. - I в. н.э.

Древний Рим

Историческое начало - зарождение массового гостиничного промысла, развитие разветвленной сети постоялых дворов и таверн на огромной территории Римской империи в городах и вдоль дорог. Путешественники - государственные чиновники со свитами, купцы, паломники. Во время правления Окта-виана (I в. до н. э.) после принятия закона о регулярном почтовом сообщении в Римской империи было построено очень много заезжих дворов вдоль всех римских дорог на расстоянии одного конного прогона (70-100 км)

I-V вв. Период упадка Римской империи

Страны, образф вавшиеся при распаде Римской империи

Большое разорение постоялых дворов и таверн

V-XIII вв. (средневековье)

Европа

Возникновение гостиниц при монастырях (организуются по эдикту Карла Великого для странствующих)

Тоже

Англия

Распространены: странноприимные дома монастырей;

инны (типовые дорожные гостиницы), имеющие на первом этаже таверну и конюшню, служебные и хозяйственные помещения, а на верхних этажах - спальни, выходящие в прямоугольный внутренний двор и соединенные крытой галереей (во внутреннем дворе проводились театральные представления)

Эпоха Возрождения

Европа

Бурный рост старых и новых ремесел, развитие торговли, появление дилижансов, дальнейшее-развитие постоялых дворов

XVIII-XIX вв.

Европа

Развитие гостиничного хозяйства в связи с ростом экономических и политических связей между государствами Европы

XVII-XVIII вв.

Америка

Возникновение постоялых дворов в Америке в связи с появлением европейских переселенцев. Однотипные строения: жилище для хозяев, таверна, спальни на верхних этажах. Первая 70-ком-натная гостиница «СИТИ ОТЕЛЬ» (Нью-Йорк, 1794 г.)

Конец XVIII-начало XIX в.

Америка

Начало строительства малых и больших гостиниц исключительно для обслуживания путешественников. 170-комнатный отель «ТРЕТМОНТ» (Бостон, 1829 г.)

   

Первый отель с лифтом и с электрическим освещением «ЭВЕРЕТТ» (Нью-Йорк, 1859г.)

XIX в. Эпоха промышленной революции, индустриализации общества

Европа, Америка

Развитие массового туризма после промышленной революции с появлением массовых средств передвижения (паровозов, пароходов). Строительство гостиниц на морских побережьях, в живописных местах для отдыха. Возникновение гостиничных компаний, корпораций, синдикатов. Строительство гостиниц для бизнесменов, коммерсантов и переселенцев

Начало XX в. 1906 г.

Америка

Новая концепция в строительстве гостиниц, основанная на предоставлении клиентам максимальных услуг (отель «БУФФАЛО СТАТЛЕР)

 

Лондон

Создание синдиката гостиниц

 

Париж

Образование Союза хозяев гостиниц

 

Европа, Азия, Америка

Создан Международный союз владельцев гостиниц, объединяющий 1700 гостиниц мира

 

Европа

Появление гостиниц, в которых устраиваются собрания, приемы, конференции, встречи, казино, развлечения

Годы первой мировой войны

Европа

Приостановка гостиничного строительства

20-е гг. XX в.

Америка

Мощное гостиничное строительство. Гостиничный бизнес Конрода Хилтона, строительство самого крупного отеля в мире «КОНРОД ХИЛТОН»

30-е гг. XX в.

Европа, Америка

Приостановление гостиничного строительства в период «великой депрессии»

40-е гг. XX в. (вторая мировая война)

Европа

Приостановление гостиничного строительства

Америка

Использование гостиничного фонда страны на 100% в связи с большим числом переездов по стране деловых людей, беженцев и т. д.

50-60-е гг. XX в. расцвет авто- и самолетостроения. Разрядка международной напряженности. Социалистические завое-вания трудящихся во многих странах (оплачиваемые отпуска). Расцвет массового туризма

Весь мир

Возрождение и восстановление гостиничного хозяйства (Европа). Строительство мотелей для путешествующих автомобилистов. Один из первых мотелей, «ХОЛИДЕЙ ИННЗ», построен в 1952 г. Кеммоном Уилсоном. Строительство аэропортовых отелей. Возникновение отелей дяя семейного отдыха. Начало превращения гостиничной базы в индустрию услуг и развлечений (соединение отелей, ресторанов, баров, казино, игорных домов, курортов). Участие авиакомпаний в строительстве отелей, гостиничных цепей («ХИЛТОН», «ИНТЕР-КОНТИНЕН-ТАЛЬ»). Строительство гостиниц в известных и новых курортных центрах мира

70-80-е гг. ХХв.

 

Сегментация гостиничного рынка в результате насыщения его гостиничными услугами.

17 млн гостиничных мест в мире (по данным ВТО).

Развитие гостиничных цепей «МАРИ-ОТТ», «РАМАДА», «ШЕРАТОН», «РЕ-ДИССОН»идр.

Развитие гостиниц класса «апартамент», кондотелей (в связи с появлением формы собственности на) недвижимость типа «кондоминиум»

Если распад империй, мировые войны, а также «великая депрессия» 30-х гг. XX в. приводили к упадку или разорению гостиничного промысла и гостиничной индустрии, то потепление международных отношений, развитие торговли, ремесел, технические революции и открытия естественным образом оказывались ускорителями и катализаторами роста гостиничной индустрии.

Например, после промышленной революции в конце XVIII в., и особенно в XIX в., с появлением пароходов и паровозов, железных дорог, большого числа состоятельных людей, а также с развитием массового туризма гостиничное хозяйство претерпевает существенные изменения. Резко возросшие потоки мигрантов из сельской местности в строящиеся города, из Европы в Америку, а через некоторое время обратный ностальгический поток путешествующих к родным местам бывших переселенцев, поток деловых людей, новых промышленников, перенимающих опыт создания технических новинок, новых торговцев, а также резкое увеличение населения создают предпосылки для количественного и качественного роста мировой гостиничной индустрии.

А с появлением глубоко заинтересованных талантливых людей, пришедших в гостиничный бизнес (в России - купец И.И. Кор-зинкин и др., в Америке - Конрод Хилтон, Эрнст Хендерсо, Кем-мон Уилсон и др.), гостиницы приобретают современную суть и разнообразие.

Сформировавшиеся буквально в первое послевоенное десятилетие (1945-1955 гг.) автомобильная и авиационная индустрии определили гостиничный бум во всем мире. Гостиничная база превращается в это время в индустрию услуг, предоставляя туристу, гостю, путешественнику, отдыхающему полный набор услуг по размещению, питанию, развлечениям, отдыху. Гостиница из дома временного проживания людей все чаще превращается в туристский комплекс, полносервисный отель, в котором оказывается множество разнообразных услуг, предназначенных для так называемого целевого потребителя. Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты, конгресс-отели и конгресс-центры, гостиницы и кемпинги, гостиницы-казино, молодежные гостиницы, общежития и горные приюты, дома охотников и рыбаков - вот далеко не полный перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сервиса и повышению качества услуг.

Сохраняются тенденции к специализации гостиниц (сегментация рынка гостиничных услуг), росту числа малых гостиниц и фешенебельных гостиниц-гигантов, а также изысканных и причудливых, неповторимых гостиниц в необычных местах.

Растет число гостиничных объединений - цепей, ассоциаций. Гостиницы становятся пионерами в использовании новейших достижений техники новых материалов (экологически чистых, пожаробезопасных, изящных и т. п.), передовых технологий по системам жизнеобеспечения и обеспечения безопасности и комфорта, новых информационных технологий (компьютерных гостиничных технологических систем, компьютерных систем и сетей бронирования и резервирования мест). Современная гостиничная база становится основой туристской индустрии - индустрии XXI века.



назад
2. Гостиничное хозяйство - основное звено материально-технической базы туристической индустрии
далее
2.2. Краткая характеристика основных видов гостиниц
 
При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна.